В условиях рыночной экономики сложно найти предприятие, которое не сталкивалось бы с дебиторской задолженностью. Это обусловлено тем, что компании стараются привлечь как можно больше покупателей своей продукции посредством предоставления заманчивых условий. Например, продажа товара в рассрочку; оказание услуг с отложенным моментом оплаты. Также такая задолженность может возникать при ошибочном перечислении лишних сумм в налоговые органы.
Итак, если говорить простыми словами, дебиторская задолженность представляет собой сумму долгов, которую не вернули компании должники.
Иногда предприятие в погоне за прибылью начинает перегружать себя дебиторами, что в итоге приводит к накоплению большого количества неоплаченной задолженности, а иногда и к банкротству. То есть возможно два исхода событий: при положительном раскладе компания может получить большую прибыль, в случае неблагоприятного итога — “упасть” в банкротство. Для того, чтобы не допустить негативного варианта, руководство должно научиться управлять дебиторской задолженностью. Существует масса методов, которые помогут остаться компании на плаву. Среди таких можно выделить:
Для сведения к минимуму появления дебиторки следует проверять контрагентов перед заключением сделок. Ведь чем платежеспособнее другая сторона — тем быстрее она ответит по своим обязательствам.
Проверять контрагента можно различными способами. Например, существуют различные справочные системы (СПАРК-Интерфакс, Картотека-РУ, Контур-Фокус), в которых отражен свод аналитических сведений о деятельности различных компаний.
Также можно привести несколько универсальных советов для проверки контрагента на предмет его благонадежности.
Во-первых, необходимо провести анализ общих сведений о партнере, то есть оценить его деятельность (исследовать в Едином государственном реестре юридических лиц данные об адресе регистрации, дате создания и сфере деятельности юридического лица);
Во-вторых, ознакомиться с фактами правовой деятельности лица, а именно, проверить сведения на наличие дебиторской и кредиторской задолженности у контрагента, убедиться в отсутствии в отношении компании исполнительных производств;
И, наконец, следует провести финансовую проверку показателей потенциального партнера, то есть проанализировать сведения о наличии активов компании, соотношение балансовых показателей с ценой заключаемой сделки, динамику изменения активов компании.
Данный перечень не является исчерпывающим, и существует гораздо больше механизмов анализа потенциального партнера. Однако следует всегда помнить, что проверка контрагента перед заключением договора – необходимый процесс!